Что слушаю

среда, 12 августа 2009 г.

Eye Tracking - дорогая рекламная "фишка"?

Вот здесь опубликована статья о eye-tracking исследованиях юзабилити (в данном случае, понятности веб-страниц для восприятия посетителей).

Вопрос в том, является ли обоснованной понятная в общем-то дороговизна (оплата испытуемым, привлечение испытуемых, дорогостоящая аппаратура и трудозатраты на анализ полученных данных) таких исследований. Мое мнение - нет, эта дороговизна не оправдана. Аналогичные выводы можно получить с использованием гораздо менее дорогостоящих методик. Eye tracking и аппаратура для него - в большинстве случаев просто рекламная “фишка” дорогих юзабилити-лабораторий, типа “косметики из стволовых клеток” Способ создать в глазах заказчиков образ чего-то высокотехнологичного и “доступного только посвященным” - в данном случае - юзабилити-специалистам.

Есть ряд исследований, показывающих, что фиксация взгляда совсем не обязательно указывает на то, куда направлено внимание испытуемого. Это понятно даже на уровне здравого смысла - вы можете смотреть в одну точку на веб-странице, которая просто притягивает ваш взгляд за счет своих графических характеристик, но ваше внимание может быть совсем не там - вообще не на странице.

2 комментария:

  1. В целом согласен. С другой стороны "может быть иначе" - это всегда так. Обычно же внимание пассивно и непроизвольно, управляется именно яркими элементами материала - упаковки, рекламного щита, сайта. Время наблюдения также невелико и поэтому эти исследования имеют смысл. Хотя мне кажется ты еще прав и в том, что существуют и более простые способы получить тот же результат (хотя айтрекерный софт сейчас есть под обычные вебкамеры с ИК подсветкой и распространяется по GPL). Например, достаточно сформулировать ряд правил (типа золотого треугольника) - то в более сложном виде - и можно оценивать просто программным алгоритмом страничку (кстати такие штуки есть где нибудь?) Можно даже вебсервис такой сделать если еще нет...

    ОтветитьУдалить
  2. Насчет оценки программным алгоритмом - это было бы интересно... хотя на мой взгляд алгоритм будет не так прост.

    Я писал скорее о том, что айтрекер используется в большей степени как средство продажи, а не средство исследования - в значительной части реальных исследований это методика из разряда "из пушки по воробьям". Особенно учитывая, какие тривиальные выводы пишутся нашими юзабилити-лабораториями по результатам таких "исследований".

    ОтветитьУдалить